Все мы каждый день разговариваем и пишем письма — партнерам, коллегам, клиентам, поставщикам. В устном и/или письменном диалоге нам приходится убеждать, поощрять, ругать, согласовывать. продвигать идеи. В коммуникативной сфере существуют свои нормы, правила и средства. Знание стилей общения, особенности речевой, невербальной, письменной коммуникации, умение наладить взаимодействие, составить служебные документы, эффективно использовать средства коммуникации важны для любого специалиста
Цель тренинга:
Развитие навыков устной и письменной коммуникации
Методы проведения:
Необходимая теория, отработка навыков коммуникации, игры, упражнения, задачи, дискуссии, обратная связь и персональные рекомендации
Программа:
День 1. Устные коммуникации
Современная коммуникативная специфика
-
Виды коммуникаций.
-
Схема взаимодействия людей в коммуникации. Каналы коммуникации
-
Барьеры коммуникации, причины искажения информации
-
Коммуникации людей разных поколений.
Практика:
Игра «Получи информацию»
Навыки общения
-
Управление беседой: как задавать вопросы и как правильно слушать (техники активного слушания)
-
На что обращать внимания при беседе. Невербальные компоненты общения: организация пространства, поза, жестикуляция, мимика и т.д.
-
Работа с интонацией, артикуляцией, дикцией
-
Речевой этикет. Правила позитивной речи
Практика:
Игра «Деловая беседа»
Коммуникации в спорных и напряженных ситуациях
-
Проактивный и реактивный подходы к взаимодействию
-
Типы поведения в напряженных ситуациях: давление, уступчивость, уход, компромисс, партнерство. Плюсы и минусы каждого типа поведения и оптимальные ситуации применения
-
Вербальный и невербальный компоненты коммуникации. Ключевая роль невербального компонента в конфликте. Эмоциональный фон коммуникации
-
Как снизить эмоциональное напряжение собеседника
-
3 варианта ситуаций: собеседник прав, собеседник отчасти прав, собеседник не прав
-
Конструктивный способ решения напряженной ситуации. Шаги конструктивного выхода
-
Как вежливо отказать собеседнику
Практика:
Игра на совместный поиск решения трудной ситуации
День 2. Письменные коммуникации
Этика письменных коммуникаций
-
Специфика письменной деловой коммуникации
-
Возможности и ограничения письменного общения
-
Барьеры в письменных коммуникациях
Составление делового письма
-
Эффективные и неэффективные сообщения. Что особенно важно при составлении писем
-
Разработка структуры делового письма. Цельность и связность в деловых письмах
-
Структура и содержание деловых писем. Использование стандартных формул для внутренней и внешней переписки
-
Как писать письма? Процесс написания и редактирования
-
Особенности стиля и оформления письма
-
К кому и как вы обращаетесь?
-
Правила позитивной речи при написании писем
-
Психология восприятия письменного обращения, как произвести нужное впечатление, привлечь и удержать внимание адресата
-
Способы привлечения внимания читателя. Как написать письмо, чтобы его дочитали до конца
-
Основные ошибки при составлении писем
Практика:
Написание деловых писем по заданным параметрам
Деловая переписка и другие электронные коммуникации
-
Роль электронных коммуникаций в бизнес-общении
-
Универсальная структура электронного письма
-
Основные правила электронных коммуникаций
-
Особенности и специфика электронных коммуникаций
-
Правила работы с напряженными ситуациями при электронной коммуникации
Практика:
Упражнения «Непонятное письмо», «Переписка»
Завершение тренинга
Подведение итогов. Определение для участников «зоны ближайшего развития»
Постановка задач для самостоятельной работы после окончания тренинга