В любой организации существует множество конфликтогенов, в сложных условиях современной деловой среды конфликты неизбежны. Умение конфликтовать, управлять и разрешать конфликты на разных уровнях общения, в разных группах и организациях — одно из существенных условий профессиональной успешности руководителя
Цели тренинга:
-
исследовать источники и причины возникновения конфликтов в организациях
-
научиться диагностировать и предотвращать конфликты
-
сформировать оптимальные модели поведения в конфликте и управления конфликтом
Методы проведения:
Теоретические блоки, анализ кейсов, ролевые игры, диагностические практикумы, индивидуальные и групповые упражнения, дискуссии
Программа:
Типы конфликтов в организации
-
Типы конфликтов: по причинам, по участникам, по степени открытости, по последствиям
-
Скрытые и провоцируемые конфликты
-
Внутрикорпоративные субординационные конфликты
-
Классификация конфликтов
-
Позитивные и деструктивные функции конфликтов
-
по степени вовлеченности в них людей
-
по направленности воздействия
-
по распределению полномочий
Практика:
Кейс «Типичные конфликтные ситуации в рабочих группах»
Причины и диагностика конфликтов
-
Источники конфликтов
-
Причины возникновения конфликтов: конфликт целей, взглядов, эмоциональный конфликт
-
Объективные причины
-
Организационно-управленческие причины
-
Социально-психологические причины
-
Личностные причины
-
Типы конфликтогенов
-
Типы конфликтных личностей и их поведенческие характеристики
Практика:
Определение типов конфликтов и причин возникновения на примере учебных ситуаций
Кейсы «Дефицит информации», «Распределение обязанностей», «Методы принятия групповых решений»
Стадии и динамика развития конфликта
-
Технологический цикл конфликтной ситуации
-
Стадии развития конфликта: предконфликтная, инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, разрешение (завершение)
-
Эскалация как основная стадия конфликта, модели эскалации
-
Виды искажений в конфликтных ситуациях. «Образ врага»
-
Предпосылки достижения сторонами «мертвой точки» и пути выхода из ситуации «увязания»
-
Инструменты разрешения конфликтов на стадии инцидента
Практика:
Конструктивные способы работы с конфликтами на различных этапах
Управление конфликтами
-
Стратегии поведения в конфликте (модель Томаса-Килмана): соперничество, сотрудничество, компромисс, уступка, избегание. Плюсы и минусы каждой стратегии
Практика:
Определение и анализ эффективности стратегий поведения в конфликтах участников. Выбор оптимальной стратегии поведения в конфликте
-
Межличностные методы управления и разрешения конфликтов
-
Техники согласования восприятий конфликтующих сторон
-
Практические рекомендации руководителю при разрешении конфликтов между подчиненными.
Практика:
Отработка техник согласования восприятия и интересов
Переговоры по урегулированию конфликтных ситуаций. Модели поведения в переговорном процессе
-
Структурно-организационные методы управления
-
Особенности и способы решения конфликтов Руководитель — Подчиненный
Практика:
Кейсы «Четкое распределение и разъяснение прав и обязанностей сотрудников», «Структура санкций», «Координационные механизмы»
Практика:
Кейсы «Использование конфликтной мотивации», «Использование власти», «Убеждение», Ролевая игра «Личная проблема»
-
Методика «ВИД» как универсальный алгоритм поэтапного разрешения конфликтной ситуации
-
Формализация конфликта: конфликтограмма, балансный лист, комплексная матрица
Завершение тренинга, групповое обсуждение, ответы на вопросы участников